Романтика на нарах

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) начала эксперимент, цель которого направлена на то, чтобы оградить малолетних преступников от влияния «тюремной субкультуры».

Корешки-ребята

Первый заместитель ФСИН Анатолий Рудый подписал распоряжение о том, что малолетних преступников, достигших возраста 18-ти лет, будут содержать отдельно от взрослых осуждённых. Также подписано соответствующее соглашение ФСИН с аппаратом уполномоченного по правам ребёнка в РФ.

Тюремная субкультура – плоть от плоти, так называемой уголовной романтики, которой пропитан быт городских дворов и окраин, где приходится обитать подросткам. Заместитель начальника по воспитательной работе Бобровской колонии Виталий Бургонов во время посещений колонии школьниками, всегда напоминает о том, что на нарах нет никакой «романтики», что это, серые, нелёгкие будни, и ничего более. Он напоминает о том, что сюда попадают по глупости и по роковому стечению обстоятельств.

Увы, не последнее место в «роковых обстоятельствах» играют песни из разряда блатных, столь любимые иными радиостанциями и водителями маршруток. «Корешки — ребята закадычные,//Помню шухер — ресторан и разбитый мой стакан!»... В среде воспитанников исправительных колоний популярен фестиваль «Калина красная», который проходит сначала на региональном уровне, лучшие номера попадают на федеральный смотр. Офицеры-воспитатели говорят о том, что в финал проходят песни довольно высокого звучания и вкуса, а на начальном этапе отбора поют именно такие: «корешки — ребята, шухер — ресторан» из репертуара воровской романтики.

Посёлок Яренга

Не знаю, есть ли какая-то социология, анализ, позволяющие поразмыслить над тем, как уберечь подростков от влияния не только «тюремной субкультуры», но и от влияния нашей не подцензурной, свободной «культуры», которая очень часто не поднимается над тем, что «на суде я брал всё на себя, и голуби над зоной пролетали».

Если говорить о лауреатах конкурса «Калина красная» уже федерального уровня, то одним из победителей был Игорь Погорелов (Росписной), легендарный сиделец, который из 46 лет отпущенной судьбой жизни, 30 лет провёл за решёткой. Однако Погорелов никогда не пел про «маму и братанов», про «разборки и ментов». Он автор сборника стихов, будучи почти земляком (родился в Липецке), печатался в липецкой и воронежской прессе. Его песня «Посёлок Яренга», исполнив которую на «Калине красной», он получил первое место, стала настоящим хитом.

Столь подробно говорю о Росписном (пишется через О) потому, что Погорелов – поэтическая натура, много раз он сидел именно из-за ранимости, вспыльчивости, но никогда не позволял себе спекуляции на «блатате». Говорю это к тому, что, из более двух десятков, так называемых бардов, которые эксплуатируют на сцене тюремные песни, сидельцев всего четверо. Остальные, увы, самозванцы. И это бы ничего, Высоцкий, слава Богу, не сидел, но это не мешает ему «рвать душу» поклонникам.

Чтобы брать за душу, сегодня используют не просто тюремный сленг «Прыгнул босяк на подножку, и на ходу затянул://Мани-мани-мани для босоты не вопрос,//Где-то на кармане завалялся лавандос». Сегодня на сцене России поют два Бандеры, и один Петлюра. Правда, один из «бандеровцев» родился под Иркутском, а Петлюра на Камчатке.

Ясно, что эти одиозные имена для «имиджу», для раскрутки. Это понятно. Непонятно только, почему так быстро мы растеряли всё то, чему учились, к чему стремились, почему столь скоро утратили иммунитет, привитый многовековой культурой? Вместо этого слышим: «Из профессий выбрал кражу,// Из тюряги не вылажу». То есть, для раскрутки нужен не талант, а эпатаж.

Они хотят раскрутиться, им это надо, а мы – причём? ТВ нужен рейтинг, рейтинг, значит массовость, показатель того, что народу нравится. А там, где массовость, там реклама. Колесо вертится, его не собираются останавливать, а планка всё ниже. «Меньшим безумием было бы носить в лес дрова (Гораций)». Ему же принадлежит и другое яркое изречение: «Безумствовать надо там, где это уместно».

Как-то не совсем уместно идти сегодня на концерты Бандеры. Не вовремя, знаете ли.

 

Оставить комментарий