Пиар шагает впереди

Удивительную задачу поставил перед воронежскими журналистами их руководитель – заместитель начальника областного департамента связи и массовых коммуникаций Илья Сахаров. Наша конечная цель, — сказал он в одном из интервью, — зарабатывать деньги, давать доход государству.

Когда «товар» — штучный

Бизнес и прибыль – святые ныне слова, но у журналистики, думается, есть и другие «конечные» цели. Если постулат насчёт коллективного агитатора, организатора и пропагандиста ушёл в прошлое, то зачем же хоронить, хотя бы высокие идеи отстаивания добра и справедливости, на которые у нашей страны огромный дефицит?

Представляю, в редакцию приходит человек с конкретной житейской бедой, а ему говорят: иди ка ты, дядя (тётя) и не путайся под ногами. Нам надо деньги зарабатывать. Хочу напомнить и другую незыблемую истину: у коллектива редакции и гражданина – социальные, но не финансовые отношения. Точно такие же отношения у гражданина с властью любого уровня. Если власть забывает об этом, её должны поправлять другие институты общества, в том числе и представители СМИ.

В этой связи, уместно вспомнить о разгоревшемся и отнюдь не погасшем конфликте между упомянутым департаментом, ректором ВГУ, с одной стороны, и деканатом факультета журналистики, с другой. Власть говорит о слабой профессиональной подготовке будущих властителей умов, у представителей деканата другое мнение: как же – плохо готовим? Наоборот, хорошо! Гранты получаем, осваиваем современные специальности...

И то верно, одним из первых в стране местный факультет журналистики взялся готовить специалистов в области рекламы и связям с общественностью, на кону задумка о подготовке военных журналистов. В общем, всё в духе времени – и реклама, и «пиар», и будущие военные корреспонденты. Правда, говоря о военных корреспондентах, уместно заметить, что в солдатских окопах из рук в руки передавали газеты со статьями и репортажами известных писателей, которые в годы войны предстали военными корреспондентами ведущих газет, включая «Правду» и «Красную звезду». Имена этих писателей, в связи с локальным конфликтом на почве подготовки будущих «акул пера» и теребить неловко. Эти имена на слуху, они давно стали гордостью и достоянием нации. Но вопрос остался: а кто их готовил? На каком факультете?

Понятно, что они сделали себя сами, понятно и то, что они «товар» штучный, который невозможно подготовить ни в одном учебном заведении. А, если так, то о чём спор, который ведут «товарищи учёные» и господа чиновники? Что кроется за модными словами: мониторинг, контент, модератор, копирайтеор, оптимизатор и т. д.

Кухня «жареных фактов»

Подобные слова превалируют на лекциях по журналистике, а как же – наука, да и наставник не лаптем щи хлебает. А вот строка из недавнего интервью: «Количество менеджеров, ушедших в другие бизнесы, очень велико…» Это говорит не просто преподаватель, а недавний гуру от журналистики, которая десять лет учила уму-разуму региональных телевизионщиков. Правда, учила на американские деньги. А чему учила – делать бизнес в газете и на экране? Позже у неё произошли нелады со следственным комитетом на почве валюты, дама уехала в Париж, но, видимо, её познания в области журналистики там оказались не нужны, и она вернулась, но не в столицу, а в родные пенаты, поближе к горе Арарат, «где зреет красный виноград».

В середине 90-х, когда рухнули былые убеждения и ценности, надо было срочно менять ориентиры в обществе. Идеология превратилась в презренную особу, на экранах телевизоров стали появляться всякие целители и мастера гипноза, а в журналистике наступила эпоха «жареных фактов». Однако вместо пропаганды пришёл дешёвый пиар, продающий гражданам то общественное мнение, которое заказала власть, а позже олигархи и монополии. Увы, «наука» о журналистике представляла собой простую кальку с «грязных американских выборных технологий» 30-х годов прошлого века. Эти технологии у нас стали выдавать за «новую журналистику», система «public relation», которая в США уже в 20-е годы прошлого века самим основателем пиара Айви Ли трактовалась в качестве «бизнес-услуги», у нас превратилась в некую науку, которой и стали обучать журналистов.

Будь в тренде

Не мудрено, что взошли нужные всходы. Новый начальник над воронежской журналистикой, историк по образованию, учился азам журналистики как раз на подобных курсах, организованных на американские деньги. Да и технологии оказались не первой свежести. В уже упомянутом интервью он признаётся, что был телевизионщиком в Липецке, но внести прогрессивные изменения в тамошнюю журналистику у него не вышло.

— Там не очень нуждались в моих знаниях и опыте, — признался заместитель руководителя департамента.

Вот и пришлось внедрять «всё передовое и прогрессивное» на воронежской земле. Читатель у нас – потребитель, газеты – бизнес-проект. А заказчик – ясное дело, власть. Всё, что написано – пиар в пользу заказчика.

А вот с чем автор этих строк полностью согласен с упомянутым начальником, так это с низким уровнем иных наших коллег. Только поднимать его следует не очередными пиар-проектами, не разговорами о новых технологиях, а хотя бы пониманием того, что в стране происходит. Перефразируя поэта, можно сказать: «Журналистом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Даже ярые противники советской идеологии сегодня стали понимать, что пережили «детскую болезнь демократии». Одна из федеральных газет провела массовый опрос читателей, которые обозначили три основные беды России: воровство, несправедливость, непрофессионализм.

Кстати, проблема профессионализма – как раз в нашу тему. Давай качество, а прибыль придёт. То есть, у хорошей газеты будут читатели, появятся читатели, не станет финансовых проблем.

— Обществу, — говорит редактор одного из первых интернет-изданий России Кирилл Рогов, — нужна дискуссия, обсуждение проблем, понимание того, где мы оказались.

При получении награды «Вера и верность» Фонда Андрея Первозванного знаменитая Элина Быстрицкая сказала о том, что «нацию объединить не может наш шоу-бизнес» (так и хочется добавить, что пиар-проекты здесь также немощны). Великая актриса сказала о том, что «каждый должен чувствовать себя частью большого и очень важного дела». В этих проникновенных словах особой новизны нет, сказано лишь то, что в обществе в последние годы зреет. То есть, читатель давно – не потребитель, а публика – не дура. Приходят новые времена, наступает осознание того, что либеральные медиаресурсы в нынешнем виде, просто не способны конкурировать в современном мире, они не могут выиграть ни одной информационной битвы, ни внутри страны, ни за её пределами. Если кто-то этого не видит, и пытается осуществить какие-то свои иллюзорные представления, то рано или поздно тайное станет явным. Вот только потерянного времени жалко.

 

Оставить комментарий