Электричка в тупике

4 марта 2014 года Арбитражный суд Москвы должен слушать беспрецедентное дело: ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) судится с …Российской Федерацией. В качестве ответчика со стороны РФ привлечены Минфин и Минтруд.

«Шесть соток» — как добраться?

Речь идёт о взыскании семи миллиардов рублей за перевозку льготников в 2009 году. Инвалиды и ветераны труда, направляясь на пригородных электричках на свои законные «шесть соток» или, наоборот, в другую сторону – к внукам в город, прокатали 11 миллиардов рублей, а государство возместило только 4 миллиарда. Вот и обратилась государственная монополия к родному государству: деньги давай!

В свою очередь представители Минфина заявили, что истец не доказал размер заявленных требований и не исполнил порядок обращения за компенсацией. ОАО РЖД не обратилось к Минздравсоцразвития с просьбами о компенсации, а прислало в 2011 году претензию в Минфин, который не является стороной договора.

…Если перенестись из зала суда, где в президиуме сидит судья в мантии, а по обе стороны зала за столами, погрузившись в бумаги, шелестят листами «стороны» истца и ответчика, то картина получится не очень отрадная: дачники с вёдрами и тяпками пытаются штурмовать пригородные электрички, а поездов всё меньше. И такая картина – типична для всей страны. Государство не в силах оплатить компенсацию за перевозки, которые требует железная дорога, а в ответ отменяются маршруты, электрички заходят в тупик.

То есть железнодорожники не только не выполняют свои рабочие функции по перевозке пассажиров, но и подзабыли свои социальные обязательства перед детьми, стариками, инвалидами…От этого зависит географическая связанность нашей не маленькой страны, жители которой теряют свою пространственную мобильность, возвращаясь в ХIХ век.

Пригородная пассажирская компания (ППК) «Черноземье» с 20 января 2014 года отменила 24 пар электричек. Сроки прежних договоров истекли 31 декабря минувшего года, однако на новый год ни один из договоров не подписан. С 20 января, например, отменили электричку №6001/6002 «Воронеж -1- Липецк — Воронеж-1», №6363 «Воронеж -1 — Графская», №6307/6310 «Воронеж К. — Касторная» и т.д.

Дочка без матери

И всё это происходит в условиях не очень радужного состояния экономики, в преддверии которого наши «эффективные собственники», получили солидные дотации от государства по антикризисной поддержке. Гендиректор ОАО «ППК «Черноземье» Виктор Шубин одному из местных изданий поведал о том, что себестоимость пригородных железнодорожных перевозок складывается из трёх элементов. Первая, самая большая составляющая (70% от общего объёма) – это расходы, связанные с оплатой услуг по использованию, управлению, техническому обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава. Но ППК «Черноземье» не имеет собственного подвижного состава, отсутствует и штат локомотивных бригад, нет ремонтников и производственных мощностей.

— Все услуги, — говорит гендиректор, — оказывает ОАО РЖД на основании договора по свободным тарифам, установленным РЖД, так как данный вид услуг не подлежит государственному регулированию.

Вы поняли, в чём дело? РЖД создаёт «дочку», у которой нет приданного – мол, сама крутись, зато тарифами мы тебя обеспечим. Да такими, что не забалуешь!

В подобное положение поставлены все «дочки» РЖД по перевозке пригородных пассажиров. В Чебоксарах дошло до того, что люди сели на рельсы в знак протеста. Воронежский губернатор Алексей Гордеев не раз высказывался о непомерных тарифах железнодорожников, в регионе ждут специальную правительственную комиссию, которая посмотрит тарифы через призму их прозрачности.

Губит людей не пиво

Кстати, в ходе слушаний в Общественной палате по проекту федерального бюджета на 2013—2015 годы глава Минфина Антон Силуанов сказал о неэффективности железнодорожной монополии как таковой. Министр напомнил о непрофильных расходах и активах монополии, включая футбольные клубы.

Кстати, бюджет «Локомотива» — это 40% годовой суммы, которой не хватает на пригородные перевозки. Журнал «Forbes» напомнил о том, как компания за 800 миллионов евро купила 75% акций французской контейнерной компании по перевозке автомобилей, заплатив чуть ли не вдвое дороже того, что стоит вся компания.

Однако железнодорожники (и довольно убедительно) высказывают свою позицию по поводу роста тарифов. Цены на их услуги за последние годы росли медленнее, чем аппетиты других естественных монополистов. Цены на топливо, к примеру, увеличились более чем в 100 раз, а цены услуг компании РЖД «всего» в 80 раз. Но от этого, однако, не легче.

— Нельзя увеличивать тарифы, пошлины, налоги, — говорит заведующий кафедрой финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ Владимир Квинт, — когда большинство людей, даже работая, не могут обеспечить себе достойное существование.

В некоторых СМИ недавно были опубликованы результаты опроса западных инвесторов о том, какая черта в поведении российских бизнесменов бросается им в глаза, прежде всего. Большинство из них ответило коротко, но очень красноречиво: «Алчность». Прав был герой комедии: губит людей не пиво…

 

Оставить комментарий