Аз да буки — все науки

Аз да буки - все науки3 декабря школьникам 11 классов предстоит писать итоговое сочинение, которое будет служить допуском к ЕГЭ 2015 года. Время написания сочинения – 3 часа 55 минут. Оценки не ставятся и всё же «не зачёт» будет означать значительные трудности на очень важном этапе в жизни молодого человека – получении образования.

Президентское» сочинение

Впрочем, неудачники будут иметь возможность переписать сочинение 4 февраля, а те, кто получит «зачёт», счастье улыбнётся и во второй раз: хорошая работа добавит до 10 бонусных баллов к результату ЕГЭ при поступлении в вуз.

В сообщениях СМИ сочинение назвали «президентским». Видимо, потому, что Путин не раз высказывался о значении родного языка в жизни каждого человека. Это подтверждают и события новейшей истории. На наших глазах историческая драма развернулась на Украине, и все мы – свидетели. Но, к сожалению, есть и участники, и жертвы…

Наверное, поэтому предстоящему сочинению большое внимание уделяют не только ученики и их родители, но и государственные мужи в лице депутатов Госдумы, которые 20 ноября обсудили итоги проведения ЕГЭ в 2014 году. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования Сергей Кравцов сказал о том, что итоги оказались не блестящими: по всем предметам результаты были хуже, чем в прошлом году, 80% учеников пишут с ошибками.

Говоря о предстоящем сочинении, намеченном на 3 декабря, следует подчеркнуть, что оно имеет чёткие критерии оценки. Минимальный размер сочинения должен насчитывать не менее 250 слов. Рекомендуемый объём – 350 слов. Именно эти границы позволят дать объективную оценку усилиям школьников. Ещё в сентябре в школы поступили общие направления тем сочинений, которые, кстати, определяли не чиновники, а общественный Совет, который возглавила вдова писателя Александра Солженицына Наталья Дмитриевна.

Итак, темы. 1)«Недаром помнит вся Россия»…(к 200 — летнему юбилею Михаила Лермонтова). 2) «Вопросы, заданные человечеству войной». 3) «Человек и природа в отечественной и мировой литературе».4) «Спор поколений: вместе или врозь». 5) «Чем живы люди?». Экспертное сообщество филологов признало темы злободневными и свободными, то есть не привязанными к конкретным авторам и текстам.

А вот с критериями оценок, которые рекомендованы учителям, можно поспорить. Критериев пять: соответствие теме, аргументация, композиция, качество речи, грамотность. Для получения зачёта необходимо раскрыть два основных критерия, а также более-менее внятно обозначить один из оставшихся. Среди критериев грамотность, как видим, на последнем месте. «Не зачёт» по грамотности можно получить только в том случае, если ошибки затрудняют понимание текста, а в сумме можно сделать 5 ошибок на 100 слов.

Перо пишет, грамотность терпит – так говорил когда-то один учитель словесности. Современные методические рекомендации снова «экономят» на грамотности? Помнится, в советских школах за 5 ошибок нам ставили твёрдую двойку.

От бандита до гламура

Впрочем, не стоит, наверное, так уж строго судить об очередных новациях в сфере образования. Уже спасибо за то, что снова возвращаемся к истокам, вспомнив о родном языке. Тем более что отношение к языку не должно сводиться лишь к разговору о грамматических ошибках просто потому, что язык часть личности, часть того, что заложено в человеке.

В этом смысле интересен такой пример. В одной из воронежских школ, где мы обсуждали с педагогами детали, связанные с предстоящим сочинением, один из учеников на вопрос, что будет, если получишь «не зачёт», ответил так: «Реально, блин, буду в шоке». А, если напишешь? «Скажу, типа того, вау!». Вот вам и сущность.

Правда, с подростков и спрос небольшой, слова — паразиты они часто используют из-за небольшого словарного запаса. Другое дело, что окружающая действительность влияет на слова, а через них на сознание. Известный лингвист Максим Кронгауз в своей книге «Русский язык на грани срыва» прослеживает три волны новых, входящих в обиход слов. Через них он обозначает три постперестроечных фазы общества: бандитскую, профессиональную и гламурную. Вспомним слова, которые прижились, а затем стали популярными, благодаря многочисленным сериалам, которые до сих пор идут на всех каналах: отморозок, наезд, крыша…

Жаргон смешался с чиновничьим сленгом, теперь чиновники берут откаты и пилят бюджет. А затем последовал гламур, богатые певцы и шоу-мены ходят на культовые фильмы, покупают эксклюзивную мебель и смотрят реальную рекламу.

Эй, мужик!

Вот и думай, что в этой цепи первично, что вторично? По-моему, звенья тесно связаны между собой. Если вернуться к дискуссиям законодателей, то уместно вспомнить об инициативе, которую предложила Госдуме фракция ЛДПР. Она ратует за проект закона о внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», а также в КоАП РФ по защите русского языка. Речь идёт о недопустимости искажений норм произношения и запрете заимствований иностранных слов при наличии их аналогов в русском языке. Авторы законопроекта подчёркивают, что в нашей стране нет никакой ответственности за искажение русского языка. По их мнению, следует внести штрафные санкции за различные искажения при использовании языка в качестве государственного.

Следует отметить и то, что радение за чистоту языка, возводящееся в ранг государственной – это не новация, принадлежащая исключительно ЛДПР. Подобные законы давно существуют во Франции, они действуют в Польше, Турции. Но насколько они эффективны? Во Франции, например, существует Генеральный комитет по терминологии, который много лет борется за то, чтобы значок, применяемый в написании адреса электронной почты @ назывался не на английский, а на французский манер. Что касается России, то у нас этот знак назвали «собакой», и ничего, прижилось.

— Жизнь языка очень сложна, — подчёркивает доктор филологических наук, профессор ВГУ Иосиф Стернин. – А что касается системы введения штрафов, то она невыполнима.

Инициативу депутатов профессор сравнил с призывами министра народного просвещения первой половины XIX века Александра Шишкова, призывавшего отказаться от использования иностранных слов и заменить, например, галоши на «мокроступы».

Уже упомянутый доктор филологических наук, московский профессор Максим Кронгауз, пишет о том, что его как гражданина (говоря о себе, он употребляет слово «обыватель») ужасно раздражают такие слова и выражения, как «вау», «как бы», а тем более всякие «супервайзеры», «селзмеджеры» и т.д. Но как лингвист, он к новым заимствованиям относится спокойно: не все слова останутся – какие-то приживутся, а другие уйдут.

…Возвращаясь к началу разговора, наверное, уместно ещё раз подчеркнуть, что споры лингвистов и депутатов, наверное, уместны и полезны. Но ещё более полезно то, что русский язык и сочинение по словесности, возвращаются в школу. Мало кто знает, но во времена Хрущёва в обществе жарко спорили о том, чтобы заменить обращение «товарищ», словом «сударь». И чем всё закончилось много лет спустя? Едва ли не самым ходовым сегодня стало обращение, так полюбившееся крутым героям сериалов: «Эй, мужик!»

Оставить комментарий